понедельник, 25 апреля 2016 г.

Умные грядки - узкие грядки

Основа основ выращивания овощей на наших дачных участках – это правильная агротехника. 

Есть традиционная агротехника, применяемая большинством садоводов. Это выращивание овощей на широких грядках  с узкими дорожки с ежегодной перекопкой или вспашкой земли. 



Такой метод,  годами применяемый нашими родителями и дедушками-бабушками, очень трудоемкий. Поэтому снижается интерес к садоводству среди нашей молодежи. Но гораздо веселей пойдет работа, если вместо традиционного применять природное земледелие на узких грядках.

Вы, конечно, слышали о методе Митлайдера, о советах дальневосточного садовода Игоря Лядова, и, может быть,  вам попадалась книжица Анненкова "Подари лопату соседу".  Но расскажу вам, как я выращиваю овощи. Из всех методов и советов бывалых садоводов у меня сложился свой, на мой взгляд, простой, не трудоемкий и мало-затратный способ. 

Метод узких грядок я начала применять очень давно, как только услышала про Дж.Миттлайдера. Свой метод этот американский ученый привез в Россию в 1989 году. Но при освоении этого метода на практике я внесла свои изменения:

- ширину грядок я оставила, как советовал Миттлайдер 45 см, а вот проходы делаю не очень широкие до 60 см. Направление грядок с севера на юг без уклона. 

- от миттлайдеросвких смесей №1 и №2 я давно отказалась, а применяю в качестве удобрений зеленый настой из травы и золу. Разве что, при посадке картофеля, томатов и перцев бросаю в лунку вместе с золой горсточку комплексного удобрения.

- рыхление почвы по миттлайдеру исключено и предусмотрен обильный полив. Я же стараюсь 
чаще рыхлить землю между рядами растений на грядках и периодически поднимать бортики. 
Это обеспечивает доступ воздуха к корням и одновременно борьба с сорняками. Полив осуществляю под корень по мере высыхания почвы и в зависимости от особенностей овощной 
культуры.

- междурядья обрабатываю от сорняков примерно раз в неделю, срезаю их плоскорезом Фокина. Если делать это регулярно, то постепенно у сорняков не остается сил для прорастание. Срезанные сорняки убираю в компостную кучу. Проходы ничем не мульчирую и 
не закрываю. Лучшим вариантом будет просто хорошо уплотненная почва.

- формирование гряд произвожу в день посадки, чтобы сорняки не получили ни малейшего шанса для возрождения. 

- весной грядки только рыхлю тем же плоскорезом, а осенью после сбора урожая опять их рыхлю и закрываю компостом до весны.

- на узких грядках легко делать севооборот. Грядки все одной ширины. Если по какой-то причине севооборот не возможен, например в теплицах, то осенью сею сидераты.

- Игорь Лядов советует ставить короба на узкие грядки. Считаю, что короб препятствует доступу воздуха к корням растений, и такая грядка долго подсыхает и плохо прогревается весной. А от застоя воды весной и обильных дождей, на которые он сетует, можно спастись, делая высокие узкие грядки. А при мульчировании проходов есть вероятность проникания сорняков под коробом на грядку.

- Борис Аннинков советует делать «осеннюю» и «весеннюю» компостные кучи, поливая их препаратом «Байкал ЭМ1». Я же делаю три кучи, но использую их таким образом: в одну складываю все растительные остатки, сорняки и пищевые отходы в течении лета и осени, на другой, заполненной такими остатками с прошлого года высаживаю весной кабачки и тыквы, а третья к осени уже готова для разнесения на грядки. Вместо «Байкала» все кучи время от времени поливаю травяным настоем с закваской из сахарно-дрожжевой бражки. 

Такая технология позволяют выращивать овощи с наименьшими затратами труда и средств, что особенно важно для пожилых людей и пенсионеров.  Проходы не перекапываются, а перемещаясь по широким проходам, их легче осмотреть, полить, подкормить, оборвать цветки и т.д. А растения на узких грядках хорошо освещаются, проветриваются и меньше болеют. 

Кто хотя бы один сезон поработал на узких грядах, убеждается в огромных преимуществах этой технологии. Работая на таких грядах, человек испытывает радость не только от хорошего урожая, но и от самого процесса выращивание овощей. 

Смотрите небольшой ролик - узкие грядки на мое дачном участке:


Если Вам понравился мой метод, поделитесь в социальных сетях, и жду Ваших комментариев.

4 комментария:

  1. Я с Вами согласна, узкие грядки удобнее широких. И проходы я также делаю сантиметров 60.Очень удобно обрабатывать. И я давно сама пришла к такому методу и способу выращивания овощей. Но вам спасибо за обновлённую информацию по созданию компостных ям и их использовании.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, очень рада, что мы с Вами солидарны в вопросе об узких грядках. Может быть, и другие садоводы-огородники последуют нашему примеру.

      Удалить
  2. Добрый вечер, Елена! Пришла в гости к Вам на блог! Как у Вас тут душевно-позитивно! Я тоже дачница-огородница. Так что тема мне близка! В этом году стала сажать "узкие грядки" интуитивно, "так получилось"! Оказывается это правильно и удобно! Делаю это первый раз! Надеюсь на большой урожай!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Евгения, за оценку моего блога! А урожай на узких грядках обязательно будет большой!

      Удалить